Лучшие моды 2009

Время, только время является истинной ценностью и мерилом вообще всего. С его течением меняются даже те вещи, которые казались нам незыблемыми. К завершению 2009 года, можно заметить, что модификации (да и игры вообще) менялись в лучшую сторону, становились интереснее и вообще двигались в светлое будущее.

Строгая статистика говорит, что в год для проекта уровня Half-Life 2 выходит примерно тысяча модификаций. Из них лишь сотня обладает хоть чем-то, что выделяет их из общей серой массы. Поиграть стоит от силы в десяток-другой модификаций, а пройти полностью — и того меньше. К чему мы всё это? После долгих и мучительных размышлений на эту тему можно придти к простому и незамысловатому выводу: все модификации, так или иначе, делятся на хорошие и плохие. А те, что выделяются на фоне хороших чем-нибудь особенным, являются лучшими.

Этот год отметился просто сумасшедшим количеством громких релизов. И сейчас, когда гремят новогодние салюты, стучат бокалы, и отбивают последние секунды уходящего года кремлёвские куранты, у нас есть возможность рассказать вам про лучшие модификации уходящего года.

Десятка лучших модов 2009 года

10. No Escape
Нашу десятку открывает отечественный мод, который, казалось бы, вообще не должен был в неё попасть. Да, No Escape — хорошая модификация. Но в ней нет абсолютно ничего особенного, ничего, что выделяло бы этот мод из общей, так сказать, толпы. Но дело тут вот в чём: хотя No Escape и не может похвастаться большим количеством запоминающихся игровых ситуаций и красивым дизайном, всё в нём сделано на совесть. Пускай крышу, так сказать, не сносит, но благодаря тому, что отыскать значительные минусы в этом моде сможет лишь совсем уж придирчивый человек, No Escape попадает на десятое место нашего топа.
9. Provenance
Девятое место занимает модификация, о которой вряд ли бы кто-нибудь вспомнил, выйди в этом году Black Mesa Source. Собственно, это двадцатиминутное возвращение в старую добрую Black Mesa Research Facility попало сюда по большому блату: количество багов, недоработок и вылетов превышает все мыслимые пределы. Почему же он здесь? Всё дело в ностальгии. Мы можем сколько угодно обсуждать развитие график-геймплеев-и прочей подобной лабуды в современных проектах, но сердцем мы ещё там, в лабиринтах лучшей игры 1998 года. И пока не выйдут Black Mesa Source или какие-нибудь римейки адд-онов к первому Half-Life, мы будем раз за разом ронять скупую слезу при виде Provenance.
8. Event in Village (Случай в Деревне)
Задумайтесь, за десять лет существования серии Half-Life российские моддеры подарили миру десятки шикарнейших модификаций, взять хотя бы тех же Паранойю с Западнёй, однако до сих пор не было ни одного толкового творения на «русскую» тему (всевозможные поделки а-ля 2009 EБ рассматривать не будем). Но наконец появляется мод, в котором имеются и заснеженная русская деревня, и «бутыль», и другие признаки одной седьмой части суши по версии иностранцев. Помимо этого, в Event in Village присутствовал весьма затягивающий геймплей и много, очень много зомби. За такие вот «Клюкву, балалайку и пьяного медведя» — почётное восьмое место.
7. Radiator — Episodes 1 & 2
Можно бесконечно долго спорить на темы «Без оружия играть неинтересно» или «Решать загадки — это скучно», но ни один человек, отчаянно доказывающий всем окружающим о превосходстве экшена над головоломками, не сможет высказать ничего плохого в адрес обоих эпизодов Radiator. Помимо неоспоримой гениальности самой концепции Polaris и Handle With Care, оба эпизода восхитительно красивы внешне и не смотря на смешную продолжительность, оставляют после себя количество ярких впечатлений, сравнимое с десятком Get a Life. Даже любители больших пушек и кровавых сражений не смогут оторваться от монитора.
6. Curse — Episode One
На шестом месте восседают армия мумий и волшебная булава, прискакавшие на пъедестал из первого эпизода Curse. Фактически, этот шикарнейший «привет» из Древнего Египта был настолько неожиданным, что после его релиза возникли подозрения: а не лучшая ли это модификация года? Однако, не смотря на геймплейные инновации, необычный сеттинг (в этом плане с модификацией может поспорить лишь Dino D-Day), и высокое качество исполнения, коллектив Mods-Inside награждает его лишь шестым местом. Видите ли, в чём дело: если оценивать Curse, не пытаясь накинуть «лишние баллы» за гигантских змей и управляемую мышью летающую булаву, то выяснится, что тема фараонов и пирамид толком не раскрыта, геймплей однообразен и не использует даже двадцать процентов своих возможностей, а махание магической булавой приедается уже ко второй карте. И чёрт побери, это творение до безобразия коротко! Впрочем понятно, что за такими концептуальными и необычными модами будущее. С нетерпением ждём слудующего эпизода.
5. Rebellion
Пятёрку лучших модификаций открывает захватывающая история офицеров Конфедерации, Манделлы и Трипвуда, которым предстоит совершить тяжёлый выбор между следованием приказам командиров и голосом совести. Собственно, эта душещипательная история является, пожалуй, самым захватывающим сюжетом прошлого года. Но все остальные признаки хорошего мода также присутствуют — приличный дизайн уровней, отличный геймплей, благодаря которому модификация проходится на одном дыхании, неплохая озвучка. Но главная ценность сего творения — исключительная кинематографичность. Rebellion является чуть ли не первой модификацией, где игрок может почувствовать себя непосредственным участником событий, а не просто статичным наблюдателем. Атмосфера настоящей войны и тяжёлый моральный выбор — всё это можно найти в Rebellion.
4. Eye of the Storm — Episode One
Собственно, выход этой модификации стал для нас небольшим сюрпризом. Вышедший в далёком 2005-м году мод Ravenholm хоть и имел открытую сюжетную концовку, но «продолжения банкета» как-то не предполагал. Но вот, совершенно неожиданно для всех, в прошлом году вышло его продолжение. Помня о том, что Ravenholm был хоррором-модом, мы по вполне понятным причинам приготовились к погружению в атмосферу страха и ужаса, однако вместо этого получили адреналиновый боевик, первый эпизод которого проходится за какие-то 30−40 минут. Но за столь непродолжительный срок наш игровой протеже переживёт столько событий с таким накалом страстей, что его хватило бы на дюжину модификаций помельче. Собственно, Eye of the Storm — это образцовый пример того, как надо делать одиночные модификации: красиво, захватывающе и интригует.
3. Flesh
Тройку лидеров открывает модификация, выход которой заставил нас в панике решать, какой же мод исключить из этой десятки. А ведь исключение было неизбежно — ещё в процессе разработки было понятно, что если Flesh и не станет шедевром, то уж точно станет хорошим модом. Ожидания с лихвой оправдались и теперь сие творение восседает аж на третьем месте. Однако, в отличие от других девяти «счастливчиков», Flesh предназначен для очень узкого круга лиц, потому что это не хоррор-экшен, а, внимание, симулятор выживания в условиях страха и ужаса без возможности применения оружия. Но, помимо исключительной оригинальности геймплея, Flesh является счастливым обладателем лучшего сюжета года и лучшей хоррор-атмосферы среди всех модов вообще. Это ли не повод поставить данный мод на третье место?
2. Dangerous World
Прошедший за десять месяцев длинный путь от невзрачной демо-версии до полноценной одиночной модификации, Dangerous World стал главным открытием уходящего года. Всего один человек смог создать модификацию, идеальную абсолютно во всём. И главное, смог избавить свой проект от многих типичных недостатков, присущих таким «мастодонтам» как Get A Life или Minerva: Metastasis 3 — перезатянутости и наличия скучных игровых моментов. Dangerous World — это действительно идеальный сюжетный мод:
отменный дизайн и сногсшибательный геймплей с нереальным количеством интересных игровых ситуаций делают своё дело — от прохождения невозможно оторваться до тех пор, пока на экрану не побегут финальные титры. И что самое главное, Dangerous World, в отличие от практически столь же качественных Eye of the Storm Espidoe One и Rebellion, проходится не за какие-то там тридцать минут, а за целых два часа. За два часа, каждая минута которых будет доставлять вам неприрывное удовольствие.
«Так почему же только второе место?» — спросите вы. Собственно, главный минус Dangerous World заключается в его вторичности — всё это мы так или иначе видели в куче других модификаций. Да, здесь всё это выполнено на куда более высоком уровне, но это не умоляет факта, что геймплей Dangerous World — это классика всей серии Half-Life.
1. Research and Development
Если честно, попытка объяснить, почему Research and Development занял первое место для команды Mods-Inside, сравним с объяснением «почему днём светло». После первого же прохождения этой модификации стало понятно, что это — главный кандидат на звание «Модификации года», и только выход Black Mesa Source смог бы помешать ей занять первое место. Однако, благодаря тому, что в начале декабря релиз Black Mesa Source был отстрочен, все наши сомнения полностью отпали. Впрочем, первое место Research and Development получает вполне заслуженно — за десять лет существования моддинга к играм серии Half-Life ещё не выходила столь инновационная модификация. «Очистив» Half-Life от всех перестрелок, автор смог создать мод, интересный абсолютно всем — любителям как головоломных квестов, так и захватывающего экшена. Это заслуга, конечно же, логики и баланса — здесь нет поиска каких-то хитроумно запрятанных рубильников, отсутсвуют сверхсложные алгоритмы действий а-ля The Trap — всё головоломки подчинены человеческой логике и не требуют буддийского терпения для их решения. Это, а также невероятное разнообразие геймплея и безупречное техническое исполнение автоматически делают R&D номером один в уходящем году.

Итак, встречайте лучшую модификацию 2009 года — Research and Development.

Дополнительные номинации

Провал года — Strider Mountain
Творчество моддера, скрывающегося под ником Leon, создателя известного маппака Leon (который стал первой приличной подделкой к HL2) и модификации From Coastline to Atmosphere, можно вычислить по следующим признакам: гигантские карты на индустриальную тему, миллионы врагов и гигантские взрывы. Но в своём новом детище он божился сделать дизайн, не уступающий корифеям жанра и сюжет, который полностью перевёрнет наше представление о модификациях вообще. Однако, как известно, благими намерениями выложена дорога в известное место. Так вышло и здесь — вместо увлекательного геймплея мы получили практически бессмысленный отстрел всего живого, полностью лишённый баланса, сюжет оказался банальным «убей их всех», а дизайн страдал не только безумным однообразием, но и откровенным кубизмом. И что самое страшное — весь этот кошмар растянут на восемнадцать очень продолжительных карт (а это примерно семь-восемь часов скуки). Неоспоримый провал года.
Сюрприз года — Mission Improbable
Главная неожиданность выхода Mission Imrobable заключается в том, что этот мод вообще никто не ждал. Более того — люди даже не знали о его разработке. Именно поэтому выход MI, модификации, дизайн уровней в которой превосходит даже творения Valve, стал для всех такой неожиданностью. Собственно, MI имел все шансы попасть в десятку лучших модов года, но этому помешала всего одна вещь: весь мод целиком и полностью собран из контента, созданного умельцами из Valve. Любой мод из нашей десятки нёс в себе что-то новое, но в Mission Improbable этого нет. Но тот факт, что это творение не смогло «пробиться на вершину» по причине своей простоты, вовсе не отменяет её гениальности. Пускай продолжительность MI равна жалким пятнадцати минутам, но зато эти пятнадцать минут вы запомните на всю жизнь.

Заключение

2009 год оказался очень урожайным как на хорошие, так и на отличные модификации. Вышли многие давно ожидаемые нами проекты. Стоит заметить, что многие модификации, присутствующие в нашей десятке, являются лишь первыми эпизодами многообещающих «модных» серий, продолжения которых мы обязательно увидем в наступившем году. Поэтому, как бы ни был богат на отличные моды 2009, прошедший уже год, 2010 будет ещё богаче. С Новым Годом всех вас!

DIMON13$ и Pr0f1

31 декабря 2009 г.